Себя как в зеркале не вижу [by Юлия Савина]

Почему, когда нам говорят: «Будь собой», мы теряемся в догадках, кем из себя быть?

Ответ на этот вопрос блуждает в лабиринте сложной конструкции личностного «Я», в которой сам черт ногу сломит в попытках разобраться, что к чему. Наша многогранность временами даже нас самих вплетает в свои интриги и заставляет путаться в своих личностных качествах. Легче, когда мы способны выражать свои эмоции/чувства/мнения в ситуациях, не требующих анализа собственного поведения перед его проявлением. Сложней – если для начала нам нужно «построить» свою личность для того, чтобы быть тем человеком, которым мы хотим быть.

Казалось бы, проще простого быть тем, кто ты есть, и вести себя привычным образом, но когда хочется произвести впечатление, нам кажется, что стандартная для нас манера общения – это не то, что способно вызвать у другого человека какие-то эмоции, а уж тем более, положительные. Хочется подать себя в наилучшем виде, показать свою «распрекрасность» во всей красе, чтобы быть уверенным в положительной реакции покоряемого. Но как выбрать из всех образов наилучший, если таковым он может быть лишь в твоих глазах? Почему возникает в этом потребность?  И вообще, быть или не быть? Вот, в чём вопросы.

Человек – это механизм со своими особенностями строения, технологией работы, функциями и другими, сугубо личными отличительными чертами. Его сущность – багаж внутренних и внешних факторов, изменчивых в процессе своего развития и продиктованных окружающими условиями. Для того, чтобы полноценно функционировать и смело именовать себя личностью, необходимы ориентиры для создания себя, своих взглядов, мировоззрения и поведения. С рождения наше сознание перенимает окружающий мир и отобранная информация, импонирующая нашим ощущениям/вкусам/предпочтениям, становится фундаментом для строения внутреннего мира человека. Как правило, за основу этой информации берется типичный стереотипный уклон жизни общественности, которая наверняка знает, как следует жить, и тебя всенепременно посвятит в «праведное». Даже если ты закоренелая личность и не являешься представителем «стада», всё равно, когда перед тобой станет вопрос: «Кем из себя быть?», ты начнешь руководствоваться стандартами, аля «настоящий мужчина должен…» или «истинная женщина никогда…» (если уж затронуть личностные взаимоотношения людей для примера). Папенька Стереотип всегда приходит на подмогу, когда нам нужно ответить на вопрос в стиле: «Почему земля круглая?». Он на всё знает ответы, а мы верим ему, полагая, что стандарты для всех стандартны, как бы тавтологично это не звучало.

«Все девушки любят цветы. И однозначно, розы. Пожалуй, куплю именно их».
«Я должна быть холодной и неприступной, чтобы ему захотелось добиваться меня».
«О чём говорить с ним? Ну, спрошу я, как у него дела, а дальше-то что? О чём там обычно говорят?».

Меркантильность – провокатор подобного поведения. В поисках собственной выгоды, в попытках сделать так, чтобы обстоятельства сложились наилучшим для нас образом (при устройстве на работу, при знакомстве с родителями своего партнера, при деловых и личных встречах), мы и включаем «себя» для того, чтобы посодействовать этому.

Также когда возникает ситуация, при которой невозможно предугадать реакции человека на что-либо (хотя очень хочется),  в игру вступают мысли, миллион ненужных мыслей. Подобные попытки подстроить под себя неизвестность, как правило, непродолжительны, потому что, когда дело доходит непосредственно до ситуации, то вопрос «кем быть?» вообще исчезает из мыслительного кругозора. Ситуация изменяется под давлением ощущений, обстоятельств и незначительных факторов, которые мы явно не могли учесть при планировании диалога, а поведение подстраивается под общее настроение, отношение к человеку, являясь отражением ситуации.

Даже прекрасно зная, что наши волнительные мысли беспочвенны и глупы, мы всё равно время от времени возвращаемся к ним, пытаясь сделать себя лучше в глазах того или иного человека. Но есть ли в этом смысл?

Не исключено, что человек перед встречей с тобой придумал образ, в котором хотел бы, чтобы ты предстал перед ним, ровным счетом, как и ты сам. Мы интерпретируем поведение других, если не имеем представления о том, каким оно является на самом деле; рассчитываем на конкретную реакцию после произнесения каких-либо слов; мы жаждем тех действий от человека, которые сами себе придумываем, и наши надежды разбиваются, если тот не удосужиться вести себя именно так, а не иначе.

Автор: Юлия Савина

stock-photo-6372527 копия