Почему человек, становясь умнее, забывает быть человеком? (Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона») [by Алексей Абраменко]

Когда я решил включиться в движение #bookchallenge_ua, запущенное с легкой руки Кати Бабкиной и Марка Ливина (кстати, я  присоединился к флеш-мобу еще до того, как это стало мейнстримом), я не собирался обложиться книжками на год вперед и безвылазно читать. Если уж на то пошло, читать я и так читаю постоянно, чаще даже две или три книги одновременно. Другое дело, что это могло бы систематизировать процесс и помочь более регулярно писать мои впечатления о прочитанном. Но, как вы уже догадались, прошло 4 месяца флеш-моба, позади десятки прочитанных книг, а вот с обзорами как-то туговато. Значит, пора начинать, пока не поздно.

Для тех, кто не в курсе, проект #bookchallenge_ua стартовал в Украине 1 октября 2015 года. Его авторы, писатели Катерина Бабкина и Марк Ливин, решили прочитать 200 книг каждый за следующие 365 дней и еженедельно делиться своими впечатлениями о прочитанном. И, раз уж девизом проекта стала фраза: «Большие цели достижимы», нужно сказать пару слов о задачах этого флеш-моба.
Во-первых, это – популяризация чтения. Если верить статистике, украинцы читают меньше всех среди европейских наций, а это совсем не здорово.
Во-вторых, это – призыв к улучшению себя и расширению своего кругозора на личном примере. Почему-то принято считать, что заразительным должен быть только дурной пример, но случай с #bookchallenge_ua доказывает обратное.
Ну и, наконец, как мне кажется, основная цель проекта – вдохновлять людей делать то, что они считают важным, нужным и полезным. По сути, это очень просто – нужно только начать.

И теперь, когда все поняли, что такое #bookchallenge_ua , и с чем его едят, вернемся непосредственно к обзорам, за которые я всё-таки взялся.

Сегодня я расскажу, наверное, об одном из самых не очевидных пунктов моего читательского списка. Дело в том, что обычно я читаю современные тексты, которые, к тому же, зачастую незнакомы большей части среднестатистических читателей. Люблю, знаете ли, открывать новые имена и исследовать новые литературные произведения. Правда, все же иногда случается такое, что в мой перечень попадают довольно известные книги – это значит, я закрашиваю белые пятна на своей литературной карте.

Собственно, вдоволь насмотревшись на обложку романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» в вагонах киевского метро, я решил, что не будет лишним составить о нем свое собственное мнение.

Первое удивление, связанное с этим текстом, вас ждет, если вы так же, как и я, сначала прочитаете сам роман, а потом полезете смотреть, когда же это счастье было издано. 1966 год, на секундочку! А такое ощущение, что максимум лет десять-двадцать назад! Конечно, часть этого временного разрыва скрадывает жанр произведения – научная фантастика изначально нацелена на будущее, так что тут все логично. С другой стороны, особых технических подробностей и формальных временных привязок в романе нет, за счет чего, полагаю, многие поколения читателей смогут ощутить себя современниками событий, описываемых в тексте.

Во-вторых, несмотря на полностью описательный формат повествования (роман состоит из дневниковых записей главного героя, вернее, лабораторных отчетов подопытного Чарли Гордона), постоянно ловишь себя на том, что не можешь оторваться от книги. Что это – мастерство автора, способное заставить историю оживать перед глазами читателя, или узнавание архетипичной фабулы о слабых и сильных, которая случалась с каждым из нас в той или иной мере? Так или иначе, роман притягивает к себе внимание.  Это происходит еще и по инерции: сначала ты наблюдаешь за эволюцией незадачливого паренька – глупого, но доброго, странного в своем желании поумнеть любой ценой (так часто люди стремятся уехать куда подальше, совершенно не отдавая себе отчет в том, что может ждать их за поворотом). И вот его первые «шаги», постепенный прогресс интеллекта, с которым приходят новые сложности и проблемы; теперь уже он умнеет не по дням, а по часам, в геометрической прогрессии. И тут ты понимаешь: где-то должна быть кульминация, накопление критической массы, за которой – только обрыв. И, против собственной воли убеждаясь в неосознанной правоте, отмечаешь, как в новых записях начинают появляться все те же ошибки, первые сигналы конца. С большой высоты падать очень больно, но еще больнее, когда осознаешь это, и можешь только продолжать фиксировать это падение, будучи не в силах его остановить.

Да, если упрощать – это история о взлете и падении. Но это лишь поверхностный взгляд. Стоит присмотреться, и различишь миллионы нюансов смысла, каждый из которых заставит тебя всерьез задуматься: попытки найти себя, поиск справедливости и невозможность её обнаружить, извечная проблема любовного треугольника, противостояние чувств и разума, этические вопросы и ответственность за тех, кого приручили. При желании всё это можно обнаружить в небольшом тексте, после прочтения которого хочется научиться смотреть на мир по-другому. Хотя бы немного проще.

Автор: Алексей Абраменко

 

.